Внимание внутрь
Информация извне даёт нам уверенную базу и почву для размышлений, но индивидуальный подход и самонаблюдение тоже важны в изучении движения. Несмотря на то что у нас много общего, мы разные: особенности строения скелета – толщина и длина костей, глубина и развёрнутость суставов, рисунок напряжения мышц, тонус тела, разный опыт в прошлом, который сказался на походке и на привычках, – всё это увеличивает количество переменных, которые необходимо учесть при решении уравнения эффективности движения.
Чтобы движение стало моим, мне самому необходимо пройти путь «присваивания» этого движения, необходимо понять, как моё тело отзывается, например, на предложение скопировать танцевальную связку и какие находит пути решения в предложенной форме. Также дело обстоит с информацией – только я сама могу найти связи между полученным знанием и движением или «протоптать дорожку» к своему телу, учитывая все его особенности. Более того, мне придётся каждый раз протаптывать ее заново, ведь наше тело меняется каждый день.
Это процесс самонаблюдения, корректировки, управления своими действиями и нелёгкий труд, который требует внимания, чуткости и непрерывного диалога со своим телом. Но, поверьте, труд этот очень благодарный, тело откликается состоянием лёгкости и живости, а мы становимся на шаг ближе к пониманию себя и своих границ.
На классах
Информация на классах Axis Syllabus часто передаётся через танец. Темы классов могут основываться на принципах использования анатомических структур в контексте динамических ситуаций, биомеханических аспектах движения и применении законов физики. Научная информация из разных источников и её анализ сочетается с практикой движения и исследуется через дискуссии, личный опыт, структурную импровизацию и предложенные танцевальные связки.
Мы занимаемся самыми простыми вещами: ходим, падаем, меняем уровни, учимся использовать свою периферию и центральные массы тела. Мы заново пересматриваем свои привычки, накопленные за долгую и плодотворную жизнь.
Именно эти простые вещи становятся платформой, на которой уже можно строить какие угодно небоскрёбы. Конечно, если долго-долго падать, то в какой-то момент тело само научится это делать, но, имея под рукой проверенную информацию, мы можем создать себе условия для более детального и более широкого взгляда на вещи и подхода к обучению, в то же время оставаясь верными ощущениям своего собственного тела и приобретаемому опыту.
Ввиду доступности принципов и инструментов, Axis Syllabus привлекает не только танцовщиков, но также спортсменов, цирковых артистов, терапевтов, математиков, врачей и т.д., поэтому применение этих знаний можно встретить в разных формах и с разными акцентами: механика ходьбы, движение для пожилых людей, классы для детей, партнеринг и контактная импровизация, спорт, ходьба по канату, танцы на ходулях, капоэйра и др.
«Классы Axis Syllabus предлагают контекст для исследования принципов движения человека. Сам материал движения, который выбирается для демонстрации этих принципов, имеет уже второстепенное значение. Такой подход может углубить или наполнить практику любого стиля или метода без необходимости менять его фундаментальную эстетику или функции» (Фрей Фауст).
В России
В 2012 г. в Санкт-Петербурге мы организовали первый семинар Axis Syllabus в России и продолжаем проводить семинары постоянно. Два года назад мы запустили обучающую программу Axis Syllabus Study Group Russia (Москва/Санкт-Петербург), в рамках которой проводятся семинары зарубежных преподавателей (5–6 семинаров в год) и регулярные классы в Санкт-Петербурге (их ведёт пока единственный русскоязычный сертифицированный преподаватель – Юлия Долгова, автор этой статьи – прим. ред.).
В середине августа в Москве состоится семинар, который будет вести приглашенный преподаватель Дэниел Дэвис — перформер, преподаватель Axis Syllabus и контактной импровизации из Калифорнии. Темой семинара будет фасциальный скелет — мы будем искать ответы на вопросы о том, почему в последнее время так много внимания уделяется фасциальной (соединительной) ткани, какие практические преимущества нам могут открыться при ее изучении, как соединительная ткань меняет наши выборы и возможности движения. Это особенно интересно танцовщикам, которые хотят выйти за границы понимания танца, как повторяющегося набора двигательных элементов, и найти для себя новую мотивацию для движения, основанную на пере-узнавании своего тела через анатомию, внимание и внутренний поиск эффективных связей. И по тем же причинам заинтересует преподавателей и любителей йоги, пилатеса, соматики, легкой атлетики и всех, кто ищет или только хочет попробовать поискать ответы на вопросы о том, как устроено и как работает наше тело. Ждем вас на классах!