Этот подход часто работает как своего рода не озвученный ритуал инициации. Мы можем убедить себя, что это нормально, поскольку те, кто травмируется физически или эмоционально на первом джеме, обычно никогда не возвращаются, и мы о них ничего не слышим. Так что нам не приходится о них думать. Они для нас невидимы, так что очень просто недооценить размеры проблемы новичка. Мы убеждаем себя, что эти люди «просто не обладают нужными качествами», чтобы стать частью джем-сообщества.
Я была шокирована, когда написала пост на Facebook с тегом
#metoo, где рассказывала историю некоторых проблем с границами, с которыми столкнулась в мире контактной импровизации. Почти 30 из 150 ответов были от людей, которые рассказывали мне, что они когда-то пришли на джем и были так травмированы (физически или эмоционально), что никогда больше не возвращались. Движение "Me Too" дало этой группе людей голос, который я могла слышать и который заставил меня осознать размеры проблемы новичка. Для некоторых само искусство контактного танца уже травматично, подобно тому, как даже самая хорошо проведенная психотерапия может травмировать клиента, когда он к ней не готов. Для некоторых количество касания от чужого человека или тот факт, что они перекатываются по полу, может не подходить и травмировать. Но я верю, что есть много новичков, которым контактная импровизация подошла бы, если бы не травматичное знакомство с контактной импровизацией, после которого мы их теряем. Или они остаются, умалчивая о болезненных историях.
Фрэнк в нашей истории – не какой-то бесчувственный придурок, который хочет причинить Роуз насилие. Возможно, он хочет добра, но не понимает различных сценариев, с которыми новичок сталкивается во время джема. Он даже может использовать девиз «безопасность там, куда хочет пойти партнер» как способ танцевать с Роуз и ее согласием. Этот девиз может очень хорошо работать с опытными практиками, но не доходит до новичков. Как мы уже видели, новичок может недостаточно знать о формате, чтобы вести или направлять людей, куда ему или ей нужно.
В качестве другого, негативного примера я хочу рассказать историю человека, который приходит на джем с намерением найти сексуального партнера и который хорошо умеет использовать для этого методы убеждения. Это больше связано с культурой ночных клубов. Большинство джемов относятся к такому поведению нетолерантно. Скажем, человек-в-поисках-секса приходит на джем и обозревает пространство в поисках наиболее вероятной жертвы, которая может дать ему желаемое. Он видит Роуз в конце зала, по ее языку тела и взгляду понимает: «Да, вот моя цель». Этот человек скорее всего нацелен на молодых новичков, потому что недостаток знания о формате часто подчиняет новичков его воле. Он просит Роуз потанцевать и легко выводит ее на очень чувственный танец из-за привычных ей ассоциаций, связанных с касанием. На протяжении танца этот человек утверждает свою власть над Роуз, управляя танцем и направляя ее тело по своей воле.
Роуз чувствует себя очень некомфортно, но не знает, как перенаправить или прекратить танец. Человек-в-поисках-секса танцует с Роуз в течение 45 минут до самого конца джема. Роуз из-за большого количества касаний находится в непривычном для нее состоянии. У нее есть ощущение, что ее границы были нарушены, но она не может разобраться, откуда оно появилось. Человек-в-поисках-секса предлагает Роуз зайти к нему после джема. Он видит, что она не может дать конкретный ответ. Желая секса с ней, он переходит к техникам убеждения, пытаясь получить ее согласие. Он понижает ее уверенность в себе, рассказывая, что ее заминка представляет собой недостаток способности чувствовать связь с людьми. Он объясняет, что ее неспособность доверять людям была видна ему, когда он пытался поднять ее в поддержку. Он объясняет, что как опытный контактный импровизатор он легко может помочь ей преодолеть страх доверия людям. Он предлагает ей частные уроки дома.
Хищные техники, использованные в этом примере, вкупе со статусом новичка очень усложняют для Роуз возможность эффективно утвердить свои границы или даже понять, чего она хочет. Отметьте себе, что если вы оказались в этой или подобной ей ситуации, вам нужно немедленно сказать об этом ведущему. На большинстве джемов такое поведение не дозволяется.
Вы можете думать, что в вашем КИ-сообществе подобного не происходит. Искренне надеюсь, что вы правы. Я также хочу, чтобы вы на секунду задумались о том, что для вас может быть слишком болезненно признать такой тип поведения в сообществе. Возможно, ваше желание верить, что мир контактной импровизации – справедливое и честное место, которое находится вне культуры насилия, затуманивает ваш взгляд и возможность видеть правду. Один из способов понять, происходит ли подобное в вашем сообществе, -- начать говорить с людьми. Дайте им прочитать эту статью, спросите, не рассказывает ли она об одном из сценариев, в которых они оказывались. Также помните о том, что это слова людей, которые остались. Голоса, которых мы не услышим, -- голоса тех, кто ушел с первых джемов и никогда не вернулся. Те истории, которые вы услышите, могут помочь вам представить другие истории, которые могли бы рассказать эти молчащие голоса.
Так что же делать, чтобы повысить для новичков шанс преодолеть свой статус новичка и обойтись без травмы (или сделать эту травму как можно меньше), с тем ощущением, что они могут остаться в сообществе, если сами этого захотят? Мы не можем полностью обезопасить чей-то опыт, но что мы могли бы исправить?
1) обучение сообщества – рассказывайте сообществу о возможных сценариях новичка, давайте инструкции, как танцевать с новичком
3) обучение новичком – новички получают информацию, которая дает им знания и навыки, как заботиться о собственной эмоциональной и физической безопасности во время джема:
- флаеры
- видео
- обучающие материалы
4) назначайте танцевальных послов – танцоров с опытом танцевания с новичками для каждого джема
5) ведущий/модератор джема – следит за тем, что может обеспокоить новичков, предлагает им поддержку
6) другие идеи? – я с удовольствием услышу от вас о других возможностях. Свободно оставляйте свои идеи в комментариях или высылайте мне ссылки на ресурсы для списка в конце статьи.
Часто джемы во всем мире организуются волонтерами или администраторами с маленькой зарплатой, у которых мало дополнительных финансовых ресурсов. Самое дешевое, как по временным, так и по финансовым ресурсам, было бы ничего не делать. Все вышеописанное требует времени и размышлений. Например, обучить, нанять и внести в расписание танцевальных послов на каждый джем – это большая работа. Человек, занимающейся такой работой в условии ограниченных ресурсов, рискует перегореть. Так что большим вопросом остается, что можно сделать, что одновременно было бы постоянным и эффективным?
Как ведущий джема в Торонто по средам (Toronto Wednesday Dance Jam) я в настоящий момент выбрала рассказывать людям, приходящим на джем, об опыте, который проходит новичок, при помощи бумажных буклетов, которые они читают перед каждым джемом. Ниже я привела список этих ресурсов. Этот подход – эксперимент, проходящий в настоящем времени. Я расскажу вам, чем он обернется и что поменяется со временем.
Перейдем к финальной истории. Представим себе, что после прочтения этой статьи Фрэнк на машине времени отправился обратно в тот день, чтобы заново станцевать первый танец с Роуз. Представим себе также, что в этой повторной попытке Роуз посмотрела видео с подсказками, как утверждать свои границы в танце и обрисовывающие некоторые общие для сообщества практики. На этот раз Фрэнк с самого начала танца учитывает статус новичка и показывает Роуз, как завершить танец, давая ей знать, что она может сделать это в любой момент. Фрэнк удерживается от высоких поддержек и направляет ее танец в сторону от исследования чувственности, поскольку это может быть слишком интенсивной и запутанной для новичка темой. Роуз завершает танец через десять минут и садится в стороне, чтобы посмотреть на джем. Сидя там, она начинает структурировать собственный опыт и разбираться, что такое джем. Фрэнку Роуз нравится, но он понимает уязвимость опыта новичка и решает дать всему свое время. Роуз постепенно привыкает к культуре джемов и учится языку, который защищает ее границы. Они с Фрэнком начинают танцевать, исследуя чувственность и высокие поддержки с активным согласием с обеих сторон. Они начинают узнавать друг друга в социальных ситуациях после джемов. В конечном итоге Фрэнк приглашает Роуз в гости, они начинают встречаться. Когда Роуз рассказывает о своем опыте новичка, она говорит, что было страшно и непонятно (а это значит, не полностью безопасно), но она чувствовала, что получает необходимые инструменты и поддержку, которые помогают ей продвигаться. Она оказывается в сильной позиции и становится энтузиастом контактного сообщества.
Давайте все вместе облегченно вздохнем, что в финальной части истории Роуз преодолела этот путь. А еще давайте начнем дискуссию о разных способах поддержки новичков, чтобы такой финал случался все чаще.
Автор статьи: Кэтлин Реа, организатор джемов в Торонто, кандидат в преподаватели Axis SyllabusResourcesToronto Wednesday Dance Jam Boundary Guidelines
http://www.reasondetre.com/my%20downloads/RDDP's%20Wed%20Dance%20Jam%20Safe%20Boundaries.pdf Toronto Wednesday Dance Jam Newcomer's Tip Sheet
http://www.reasondetre.com/my%20downloads/CI%20newcomer%20tip%20sheet.pdf -
Оригинал статьи:
https://contactimprovconsentculture.com/…/the-newcomer-exp…/
Перевод: Вера Щелкина